FREESTYLE

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » FREESTYLE » О ЖИЗНИ » До и после 19 августа 1991 г.


До и после 19 августа 1991 г.

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Уважаемый читатель! Предлагаю вместе поразмышлять о прошедшем двадцатилетии (пятая часть века, как-никак), прочитав достаточно субъективное и эмоциональное описание идей и мыслей, царивших в обществе в этот бурный период.

***

До и после 19 августа 1991 г.
(от КПСС до «единороссов»)

В газетах и журналах, в научных трудах много уже написано о перипетиях последней четверти века. Действительно, время это для нашей страны и для всего мира особенно исторично. Наверное, только ленивый не писал о крахе государств, о национальных и криминальных войнах, финансовых аферах и подобных драматических событиях. Но почти ничего не сказано об удивительных и парадоксальных изменениях в массовом сознании бывшей одной шестой части света. Давайте попробуем проследить, как на протяжении совсем недолгого отрезка времени менялись мифы, владевшие умами и определявшие поступки миллионов людей.
Со стартом перестройки у общества возник новый идол – историческая правда, хлынувшая со страниц периодических изданий, с экранов телевидения. Причём, последнее старалось преподносить её особенно изощрённо, привлекая к этому делу весь арсенал имеющихся технических и художественных средств. Правда повседневности заключалась в том, что язвы капитализма давным-давно затянулись, непримиримые противоречия исчезли, рабочий класс уже много лет отнюдь не бедствует, а наслаждается высоким уровнем жизни на основе оптимальной системы перераспределения материальных благ. Само развитие телевещания связывалось не с освоением новых технологий, а с тем, будет ли ТВ продолжать распространять «правду». Даже передача о телевидении грядущего века свелась к страстному обсуждению «белых пятен» далёкой и совсем недавней истории.
Такая «правда» самым тесным образом связывалась с ещё одним насаждаемым идолом – возвращением к «ленинским нормам», истинным ценностям партийной жизни. Добрый дедушка Ленин стал главным критерием «правды», а его соратники – априори самыми светлыми личностями нашего прошлого, деятельность которых, стало быть, надо освещать только с положительных позиций. А если такой соратник пострадал в тридцатые годы – этот человек почти готовый святой и лишь членство в рядах коммунистов спасало его от канонизации.
Репрессии! Вот тема, смаковать которую стало особенно модно! Историки откапывали во внезапно открывшихся архивных хранилищах всё новые и новые документы, философы старательно объясняли причины и факторы, редакции массово публиковали романы, повести, эссе, поэмы и мемуары о лагерной жизни. Как же хорошо вписывались они в сознание общества с неизъяснимой тягой к криминальному фольклору! Читателю, отлично помнившему «Джентльменов удачи», взращённому на песнях, почившего в один год с Высоцким Аркадия Северного, легко было понять контекст этих произведений. Молодёжь взахлёб читала в «толстых» журналах рассказы Варлама Шаламова, культовым стал роман Леонида Габышева о злоключениях в местах лишения свободы малолетнего уголовника «Одлян, или воздух свободы». Стоит заметить, что чтение для тогдашней молодёжи, в особенности студентов, представляло одно из наивысших удовольствий. Познание всей прелести «Дума» и «Каунтер Страйк» было ещё впереди.
Пресса вкрадчиво доносила до обывателя, что именно преступный коммунизм изобрёл концлагеря и изуверские практики следствия. А уж потом эти адские изобретения скопировали и применили нацисты. Будто никто из историков не знал, что на самом деле первый концлагерь создали британцы в Южной Африке во время англо-бурской войны.
Имена следователей-мучителей быстро сделались нарицательными, их стали писать со строчной буквы. Но один из таких правоохранителей оказался жив, курилка! Он даже подал иск в суд, где строго доказать его причастность к истязаниям не смогли, трепать его фамилию в статьях и очерках по решению суда запретили.
Но тут появилась новая мода. Репрессии – не тёмное прошлое, точнее, не только оно. Репрессии вот-вот могут вернуться. Малейшее отступление от демократии – и забегают воронки. В прессу стали просачиваться сведения, что неведомо где уже закупили огромное количество наручников, целый эшелон с ними уже мчится на всех парах к столице. О нет! Не нынешними беспардонно американистыми методами! Не аршинными заголовками на первой полосе, а исподволь, мягко, специально для активного интеллигента вбрасывалась мысль, что хищный оскал разомкнутых браслетов этих мифических наручников предназначен лично для его запястий. Защита демократии постепенно скатывалась в истерику. В воспалённом сознании интеллигента-демократа укореняется понимание: «А ведь за эти годы я столько наговорил! Теперь точно, отыщут, придут, сцапают и посадят!». И холодные мурашки по спине. И явственно слышится уже деловитое щёлканье затворов автоматов расстрельной команды.
А о «правде», о любимой исторической правде не забыли? Ленин – гриб! Ленин – германский шпион! Ленин сказал, что интеллигенция не мозг нации, а то самое, нехорошее, которое в приличном обществе произносить не принято! Кто мог такому извергу прислуживать? Известно кто – масоны, выродки, ненавидящие свой народ, затеявшие по приказу своего предводителя над ним кошмарный эксперимент. Работы Ленина перестают быть пробирным камнем, на котором всякая идея может быть проверена на истинность.
Ленин – в Мавзолее, сочинения его пылятся на полках, а выродки куда подевались? Так они же нами правят! Все беды страны от того, что у руля находится шайка малообразованных, косноязычных, некомпетентных партийных секретарей, создавших для себя систему обеспечения всеми возможными благами. Это они огромные средства отправили на помощь «братским» странам, когда в своей стране острейшая нехватка товаров первой необходимости. Это они бездарно вложили астрономические суммы в освоение космоса, совершенно народу не нужного! Это они провели никчёмное освоение целины, от которого только пыльные бури. Это они затевали поворот сибирских рек в Среднюю Азию. Довели страну до ручки, на последний прожект средств уже не хватило, а то бы они развернулись с очередной стройкой века! А оборона? Зачем было создавать такую армию, зачем клепать на секретных заводах такое количество ракет? Кто на нас, собственно, собирается нападать? На всю эту уйму риторических вопросов находится один простой и ясный ответ – повыгнать партийных руководителей, полностью идейно обанкротившихся и политически дискредитировавших себя. Сломать систему партократии – и будет нам счастье! Если поначалу эти мысли высказывались на кухнях с той или иной степенью оглядки, то на рубеже последнего десятилетия прошлого века их стали громогласно высказывать на митингах.
Рынок! Вот новый идол, поклонение которому обуяло широкие массы! Восстановить забытые за семьдесят лет «цивилизованные» экономические принципы, вкупе с демократией это быстро позволит нам сделать небывалый рывок, из второй сверхдержавы, позорно отстающей от мирового лидера, мы, заручившись инструментами рыночной экономики, быстро можем превратиться если не в первую, то уж во всяком случае, равную. Перифраз реплики героини знаменитого фильма Тенгиза Абуладзе «А эта дорога ведёт к рынку?» был радостно воспринят обществом как новый путеводный лозунг.
Именно в этой обстановке произошла комедийная попытка государственного переворота. Трясущиеся руки лидера комплота, одутловатые лица других членов хунты вызвали дружный смех, и несостоявшаяся диктатура вылилась в парад провозглашений независимости.
При этом были, были ещё люди, верившие и в возможность сохранения единого государства и даже социализма. Для этой категории неофициальными методами распространялась мысль, что Запад, долгие десятилетия мечтавший о ликвидации Советов, готов за это заплатить. Наличными! А что, проголосуем за независимость и, кроме нашего отличного экономического потенциала, развитие будет обеспечено щедрой зарубежной помощью. В одной книжке некий комбинатор говорил «Запад нам поможет»? Полноте, батенька, вспомните лучше план Маршалла! Учитывая страстную тягу нашего человека к дармовщине, результат был очень хорошо предсказуемым.
За этим последовала волна самоуничижения. Не было, никогда не было у нас в России ничего хорошего! Ни в одной сфере не было! Придурковатых царей сменили генсеки-маразматики. Изделия Кулибина – курьёз. Паровоз братьев Черепановых – фикция. Какая таблица Менделеева? Во всём мире её называют периодической, а Менделеев чемоданы делал. И водку он не изобрёл, а лишь написал статью о пропорциях разведения спирта. Водку придумали поляки. Попов не изобретал радио, его создателем был Маркони. Запомнили? Итальянец Маркони. Гагарин? Ой, я вас умоляю, не смешите меня! Гагарин отличался от собаки Лайки только тем, что сказал «Поехали!». И вообще, полёты в космос были подготовлены немцами ещё до войны. А после войны на основе германских разработок полёт совершили американцы. Просто он был засекречен. На телевидении есть все необходимые документы из тайных архивов Рейха и библиотеки Конгресса. Так что всё по-настоящему хорошее появилось отнюдь не в России, а на прогрессивном Западе, а мы уж оттуда проворно собезьянили, это мы хорошо умеем. Нет, не надо призывать «Unser gesamtes Land ist gross und reichlich, aber hat keine Ordnung in ihr», это лишнее. Лучше послушаем, что скажут экстрасенсы, астрологи и прочие ясновидящие.
Адепты «запрещённой» науки и завладели умами населения в период Семибанкирщины. Атлантида, вампиры, НЛО, Шамбала, Шангри-Ла, Беловодье, астрология, целительство – всё это вызрело из перестроечных идейных шатаний, из безоговорочной веры в Чумака и Кашпировского, и в варианте от жёлтой прессы хорошо сошло за умственную жвачку.
И тут на тебе – опомнились! Россия всегда оставалась светочем прогресса и, самое главное, истинной духовности. Правили страной по-настоящему мудрые государи, страна добилась значительных успехов, а если что получалось плохо, то это – следствие целого ряда объективных причин. Соберём-ка мы всё хорошее, что имеем, на основе духовности построим «вторую Россию», то есть, все наши достижения удвоим.
В некоторых местах эти мысли творчески развили. Раз цари были не самодурами, а «отличались умом и сообразительностью», то и партийное руководство не очень сильно страдало от маразма. И на страницах всевозможных изданий появились образы секретарей КПСС различного масштаба, коим присущи были глубокое понимание обстановки и перспектив, государственная мудрость, организаторский талант, ораторское искусство, понимание нужд и чаяний обычного человека. Кроме того, они были носителями высокой культуры и начитанности, университетский диплом им часто заменяло упорное самообразование. А что был дефицит и прочие застойно-отстойные явления – страна у нас непростая, время было сложное…
© Вл. Субботин, 2011

Отредактировано Wladislaw (2011-08-26 20:26:17)

+1

2

Влад, отличный материал. Правда, я бы ещё включила туда развёрнутую в поздние 80-е кампанию по осуждению системы льгот для депутатов, партийной верхушки и особо выдающихся деятелей науки, культуры и иже с ними, которая в нынешние дни обернулась просто феерическими возможностями поощрения себя, любимых, для власть имущих. Вот уж поистине - хотели, как лучше, получилось - как всегда! (с)

+2

3

Скорее, за что боролись - на то и напоролись. :-)

+1

4

Прочитал с удовольствием "до", некоторую часть, касающуюся "после", хочется узнать и  уяснить подробнее, шире и чётче. В целом у меня сложилось благоприятное впечатление - всё узнаваемо, пройдено и понято, наверное, в чём-то основном солидарно с Автором. Жили мы в такие времена... Живём в другие... Живём.
Владислав, СПАСИБО!

0


Вы здесь » FREESTYLE » О ЖИЗНИ » До и после 19 августа 1991 г.