Чтобы не множить сомнения, поясняю все подробно:
1. Рай есть не у кого-то. Рай - объективная реальность, независимо от того, верят в него, или нет. Спасение души ЗАСЛУЖИТЬ невозможно. И уж тем более, оно никому не ПОЛАГАЕТСЯ. Его можно обрести по милости Божией, если принять ее и довериться.
2. стих символизирует три вида греха :
а) идолопоклонство (поклонение ложным ценностям). В данном контексте это ученый - он ставит превыше всего собственный разум, опыт, образование. И житейские, практические цели : "откуда ветер дует, туда я и пойду" - мнение общества, какие-то материальные ценности. Возможно, пытается логически рассчитать, предугадать какие-то социальные, политические, экономические изменения и в соответствии с этим действовать. Ему свойственна самонадеянность и гордыня. Он пытается совместить "служение двум господам", так как веру ему заменяет расчетливость. Пример: "Я пойду на подлость, чтобы получить эту должность. Зато потом, заняв это место, смогу помочь многим!" На самом деле человеком движет ведь не желание помочь многим, а чисто эгоистические цели. "Помогу многим" - это его самооправдание, усыпление совести.
б) страстность души (принятие за духовность того, что на самом деле является проявлением не духа, а относится к душевной сфере, причем низшей - экзальлтация, эмоциональность, сентиментальность). Поэт отказывается от духовного света, так как ему милее удовлетворение романтических потребностей, он предпочитает внешнюю красоту внутренней. Пример: обожествление телесной красоты, плотской любви, эстетизма, эмоциональной привязанности, собственных эмоций, имеющих телесную, а не духовную основу.
в) самовозношение (один из самых опасных видов духовной прелести). Священник посчитал себя избранным, посчитал, что вправе судить, кто достоин спасения, а кто - нет. Отказываясь верить, что язычник может оказаться к Богу ближе, чем он сам, он преувеличивает свою праведность и допускает осуждение ближнего. Священник уверен, что уж он-то точно на правильном пути! Возможно, сначала так оно и было, но потом у него наступил духовный застой, появилось самолюбование. Он забыл, что избранность его не в том. что он лучше других, а в том, что с него спрос больше. Подобно библейскому фарисею он забыл о предмете своей веры, всецело обратившись к созерцанию себя самого, своей "праведности". Начал сравнивать себя с другими, и сравнение это было не в их пользу. Пример: "Я хожу в церковь, соблюдаю посты, а вы все - грешники!" То есть, читай: "Я уже безгрешен".
А язычник в данном случае олицетворяет простой, бесхитростный путь веры. Он - дитя природы. "Не умеет читать" - то есть, не мудрствует лукаво. Он смиренен в своей духовной нищете. Он просто живет по заповедям - заботится о ближних, не тратит время на пустые философствования или споры, а просто делает то, что может. И принимает свою участь благодушно, какой бы она ни была. Он не читал умных богословских книг и не умеет подгонять свои убеждения под практическую жизнь. Он не склонен к тщеславию и упоению внешней красивостью. Он не считает себя праведником. Но он способен на любовь, на жертву. Это - аллегория тех, кто, возможно, получил атеистическое воспитание и не знал о Боге. Но честно жил, по совести. Был движим в своих поступках искренними благородными чувствами, а не эгоизмом, прикрываемым красивыми словами и мудреными учениями. Пример: Люди, воспитанные в советское время, искренне верившие в идеи коммунизма и не осознавашие тупиковости этой идеологии. Но они любили, верили в добро и отдавали силы и жизнь за то, чтобы это самое добро торжествовало. За то добро, каким они его себе представляли. Я думаю, их души намного ближе к Богу, чем души иных проповедующих снобов.
Стих на самом деле о том, что каждый будет судиться исходя из реального состояния его души, а не на основе формальных правил или лукавых собственных измышлений.