- XIII -
Максимилиан очнулся. Было тихо, только сверху доносился приглушенный рокот. Макси понял, что находится в подземелье. Он пошевелил конечностями, попробовал повернуться на бок. Все кости, кажется, целы. Вокруг почти темно, если не считать слабого свечения из глубины тоннеля, уходящего под наклоном вниз. По искореженным обломкам лестницы спускалась Алиса.
- Чт-то-то с тоб-бой? - она нервно стучала зубами, глядя куда-то мимо него. Макси проследил за ее взглядом - под перекладинами опоры лежал Камби. Его правая нога была вся в крови и как-то неестественно вывернута. Камби попытался приподняться, но тут же резко побледнел, и голова его безжизненно повисла. Алиса взглянула на Максимилиана с немым вопросом. Макси понял.
- Я думаю, он жив, - сказал он, подавив тошноту, и отвернулся, - Помоги мне. Надо его оттуда вытащить.
Алиса молча кивнула. Вдвоем они выволокли Камби из-под нависшей опоры.
- Бункер там, - Алиса указала в сторону тоннеля. Они вошли в сводчатый коридор, на другом конце которого темнели силуэты.
- Эй… Эй! - позвал Макси охрипшим от волнения голосом.
- Мы здесь! - крикнула Алиса.
Несколько силуэтов направились к ним. Это оказались командир корабля, доктор Стэф и Элверт. Направив на Камби луч световода, доктор стал аккуратно разрезать на нем костюм.
- Открытый перелом бедренной кости, - объявил он, закончив осмотр.
- А, ничего страшного, - вставил Элверт.
- Что ты сказал? - Алиса окинула его таким зверским взглядом, что другой на его месте заткнулся бы.
- Ничего страшного, говорю. Срастется, - он улыбнулся Максимилиану, - Я рад, что ты жив.
Камби положили на носилки и внесли в центральный бункер, где собрались все работники базы и экипаж корабля. По серо-голубым стенам вырубленного в коре планеты бункера гигантскими змеями извивались пучки проводов. Кое-где светились экраны и подмигивали лампочки клавиатур. Капитан занял место у пульта связи.
- Аксалия, Аксалия, вызывает «Жюстина».
Через несколько минут ему ответили.
- «Жюстина», слышим Вас хорошо. Аксалийский корабль «Сау» под командованием капитана Кетале. Следуем в сторону Хрусталии на восьмой скорости. Сообщите состав потенциальных пассажиров.
- Капитан «Жюстины» Йоргес Тай Ши Вас понял. Состав потенциальных пассажиров - экипаж, двадцать семь работников базы и орбитальной станции и один турист. Итого тридцать девять человек.
- Сколько у вас бароскафандров?
- Одиннадцать. Но это не имеет значения. Мы отрезаны от корабля.
- Где находитесь?
- В метеоритном бункере Хрусталии.
Эфир замолчал. Максимилиан, немного придя в себя после шока, стал осматриваться. Большинство из собравшихся были ему знакомы: механики Даяна и Сергей, официантка Тэри, второй диспетчер, сменщик Алисы (кажется, его звали Юджин, или Рэджин). Доктор Стэф оказывал раненому первую помощь, Алиса помогала
ему, стоя на коленях перед носилками. Отец Леонид, корабельный священник, вполголоса молился, стоя в стороне. Кого-то из персонала базы Макси видел только мельком всего пару раз. Они тоже были здесь. Видимо, наверху никого не осталось… Компьютер с худблоком! Конечно, Макси потерял его там, когда падал с лестницы. Жаль… Куда же делся Элверт? Биолога нигде не было видно. Куда понесло этого идиота?
- «Жюстина», «Жюстина», как слышите?
- Слышим Вас хорошо. Прием.
- Идем на девятнадцатой скорости. Попытаемся совершить посадку на бункер. Приготовьте людей к эвакуации. Прием.
- «Сау», Вас понял. Готовимся к эвакуации. Конец связи.
Все, кто понимал галакту, облегченно вздохнули. По мере того, как остальным переводили смысл сообщения, их лица светлели. Их спасут! Некоторые даже начали спорить, кто виноват в случившемся. И теперь, как набедокурившие дети, валили вину друг на друга.
- Сегодня была твоя смена, - выговаривала Алиса второму диспетчеру, - Тебя не было на месте!
- Какая разница, теперь легко на меня всех собак вешать. Была бы твоя смена - была бы ты виновата…
- Но ведь не моя была!
- А ты что, всегда, что ли, на месте? Я всего-то на пару минут отошел.
- На пару минут?! Мне Тэри твой счет показывала. Ты за две минуты выпил два стакана виски, съел шесть сэндвичей, банку фасоли и четыре раза заказывал «Красотка, летим на орбиту»? Ври в меру!
Пожалуй, дошло бы до драки, не вмешайся отец Леонид:
- Госпожа Фера, и Вы, Рэдди, не надо ссориться в такой момент. Мы все виноваты в случившемся. А сейчас уместнее не сводить счеты, а возблагодарить Господа за то, что смилостивился над нами, грешными, и послал нам спасательный корабль.
- Господа? - взвизгнула Алиса, - а кто послал нам коллапсары?
- Госпожа Фера, мы забыли о Боге, забыли о своих обязанностях, проводили время в греховных утехах…
- Да ладно, - махнула рукой Алиса, - Он здесь, конечно, ни при чем. Это все она, гадина! Если бы не она, я бы никогда не оказалась в этой дыре!
- Госпожа Фера, - уговаривал священник, - Я знаю, что Вы обижены на свою мать. Может, она в чем-то и не права…
- «В чем-то не права»! Ни фига себе! А то, что она мне всю жизнь загубила: «Алисонька, ты никому не нужна, Алисонька, все люди - сволочи, Алисонька, слушайся мамочку»! А Вы знаете, что когда я один раз (один раз в
жизни!) пришла домой после девяти вечера, она меня шлюхой обозвала! При всех мне платье задирать начала, проверять… А мне пятнадцать лет было. Я и на Хрусталию завербовалась, чтоб только от нее подальше…
Отец Леонид ласково взял ее за руку.
- Но сейчас все это позади. И опасность позади. Господь послал нам…
- Полный корабль аксалийцев! Здорово! Вот натрахаемся-то!
Священник достал из кармана комбинезона что-то плоское, завернутое в кусок материи.
- Возьмите, дочь моя. Я вез это в подарок матери. Но во время последнего перелета узнал, что она ушла в мир иной. Возьмите с благословением.
- Что это? - Алиса развернула подарок. В руках у нее была небольшая голографическая икона.
- Это - девять аксалийских мучениц.
- И кто же их замучил?
- Они во время Великого поста отказались участвовать в свальном грехе.
За это их заморили голодом.
- Спасибо… Это Вы с Аксалии везете?
- Да. Аксалийцы чтят своих святых.
Из тоннеля возвращался Элверт.
- Мэлли, я твой чемодан принес! А больше у тебя там ничего не валяется? Я,
вроде, все облазил.
- Спасибо, Элли! - просиял Максимилиан, принимая совершенно невредимый компьютер, - Не иначе, Господь услышал мои молитвы!
- Не знаю, - пожал плечами Элли, - Он ничего не просил передать.
Отец Леонид сделал вид, что не слышит его еретических высказываний. Элверт подсел к другу, как всегда, положив ему руку на плечо, и спросил:
- Ну, как коллапсары, не кусаются? Шутка.
- Элли, мне не до шуток. Объясни хоть ты, что это за коллапсарная дуга? Это действительно очень опасно?
- Ну, как тебе сказать. Что такое коллапсар, знаешь? Ну, «черная дыра»?
- Как будто, проходили.
- Так вот, когда несколько этих дыр каким-то образом начинают соединяться, получается коллапсарная дуга, и все планеты, корабли, в общем, все, что в нее попадает, сжимается до размера нескольких атомов… Ну, не сразу, конечно. Тут, главное - вовремя выскочить.
- А мы успеем?
- Конечно… да ты не дрейфь, не из таких мясорубок выскакивали! И потом, скажу по секрету, мы не в центре, нас только «рогом» задело. Я так думаю, можно было здесь пересидеть, и все… Но базе, конечно, каюк!
Макси открыл компьютер. Из зазора между клавиатурой и коробкой мышей вытащил флягу с джином.
- Хочешь выпить?
- Конечно! Когда я отказывался?
- За что пьем? За удачный выход из этой переделки?
- Можно. И за нас, давай?
- Давай.
Камби немного повеселел после местной анестезии и, приподнявшись на локте, узрел эту идиллическую сцену.
- Нет, Алиса, ты глянь, они уже квасят! А мне?
- Да, пожалуйста! - Элверт кинул диспетчеру флягу через голову Алисы, как в детской игре «собачка».
Следующее сообщение аксалийского корабля поступило через полчаса:
- Неожиданно возникла аномалия пространства. Коллапсарная дуга замыкается. Мы не можем к вам пробиться. Попробуем проскочить с другой стороны, пока не образовались пружинные ходы. Как слышите?
- Слышу Вас хорошо, - Тай Ши старался придать своему голосу спокойствие и уверенность, но предчувствие страшной беды уже витало под сводами бункера.
Через пять минут пришло еще одно сообщение:
- Идем вдоль дуги на предельной скорости. Ищем просвет… Пружинные… Становится опасно…
Дальше ничего было не разобрать. Гравитационное поле коллапсаров перестало пропускать сигналы связи. Все застыли в молчаливом ожидании. Тэри тихонько плакала. Капитан и священник о чем-то договаривались. Наконец, они вышли на середину.
- Братья и сестры, - начал отец Леонид. И замолчал, собираясь с духом. В зловещей тишине было слышно только потрескивание поврежденной проводки, - Братья и сестры, обратимся ко Господу нашему с горячей молитвой и всецело доверимся Его Святой воле… Шансы наши ничтожны. Но Господь милостив, доверимся Ему и будем молить о чуде…
В ответ не прозвучало ни слова. Даже Тэри затихла. Тогда взял слово капитан.
- В этом помещении находится «черный ящик», - по выражению их лиц он понял, что не все представляют себе, что это такое, и пояснил:
- Аппарат аварийной связи может принять информацию с голоса и потом… когда Хрусталия выйдет из дуги, наш сигнал пробьется к приемникам ближайших цивилизаций. Короче, если кто-нибудь из вас хочет отправить сообщение своим родственникам, друзьям… подходите к пульту. Сначала пропустим женщин… Госпожа Эстер Трайв!