Мне несказанно повезло. Посещение Эрмитажа совпало с экспозицией привезенных из Испании картин Гойи. Среди них были и овеянные легендами «Махи». Наконец-то я увижу их воочию. Каково будет впечатление от картин? Удастся ли мне разгадать загадку их необыкновенного магнетизма?
Девушка, лежавшая на софе, неуловимо отличалась от себя самой на другом полотне. Нет, ну, конечно же, одна была в одежде, другая – без. Но секрет заключался в другом. Мне захотелось самостоятельно решить эту задачку. Стараясь не слушать экскурсоводов, подходила к ним вплотную, удалялась, прищуривала глаза и снова подходила к полотнам. Холодно! Понимание не приходило.
Посетители смотрели на мах с таким видом, будто знали ответ. Они знали, я – нет. Ощущение близости разгадки росло. Я чувствовала это и ждала прозрения. Из глубины поднялось раздражение: «Глупая! Какая же ты глупая… Тебе не дано это понять»…
Закипая, выскочила из зала и пошла бродить по Эрмитажу. Привела мысли в порядок. Ну не дано! Что ж теперь? Я успокоилась. Можно простоять перед «Махами» и год, и два, и сто лет, и не разгадать их тайну. Можно до бесконечности любоваться изгибом бровей, сжатыми коленями, бесстыдным взглядом… Стоп! Что это? Я нащупала? …Нет, нашла! Захотелось маленькой девочкой запрыгать и захлопать в ладоши: «Вот оно!».
Я понеслась по музею и влетела в зал. Смотрительница с осуждением посмотрела на меня поверх очков. Я перевела дыхание и, чуть помедлив, подняла глаза на картину.
Одетая маха насмешливо уставилась на меня. Демонстративно потягиваясь всем телом, она как бы говорила:
- Ну, посмотри на меня! Я прекрасна. Одежда не может скрыть исходящего от меня желания. Мое тело дышит страстью, порождая страсть в других.
В то время, как маха обнаженная стыдливо сжимая колени, напряглась под пристальным взглядом художника. Одна рука принужденно заломлена за голову, другая стремится прикрыть наготу. Вот! Она была целомудренна. Вот, что хотел сказать Гойя: не тело порочно, порочен человек.
Эйфория поглотила меня. Я оглянулась, желая поделится открытием. Рядом стояли две очень деловые дамы. Одна что-то тихо говорила на ухо, другая важно кивала в ответ. Скорее всего, им не нужно мое «открытие». Они знали ответ на любой вопрос…