Открывая учебники или же иные большие толстые книжки без картинок, мы видим ясно, что держава исполняет ряд задач, функциями именуемых.
Здесь и издание узаконений, чтобы вся жизнь общественная по установленным и честным правилам протекала.
Здесь и развитие всяких промыслов, дабы обывателям всегда можно было наиновейшие изделия в торговых заведениях приобретать свободно.
Здесь и содействие коммерции, дабы негоцианты, прибыль из торговли извлекая, действовали исключительно законно и излишний вред конкурентам причинить не могли.
Здесь и защита рубежей Отчизны, дабы коварный враг не мог посягнуть на территориальные владения.
Здесь и споспешествование изящным искусствам, дабы литераторы, пииты и музыканты своими творениями вкусы общества всегда услаждать могли.
Здесь и развитие наук, чтобы простой народ не погряз в темноте невежества.
Здесь и помощь сиротам и обездоленным, немощным старцам, дабы несчастия их в какой-то мере смягчены оказались.
Здесь и исправление дурных нравов и злых натур, коим судейскими чинами наказания назначены.
Здесь и розыск жуликов, лихоимцев и душегубов, дабы они за деяния свои ответ перед законом и обществом несли.
Здесь и преодоление последствий чрезмерного разгула стихий и прочих бедствий.
И все задания означенные, согласно книжной премудрости, в стройную систему складываются.
Однако же по здравому размышлению можно выводы сделать о наличии иных заданий, исполняемых от имени державы.
Различных благ и прочих приятствий на всех членов общества никогда не хватало, потому державе нужно устроить так, чтобы большинство населения доступа к ресурсам ограниченным не имело. Нельзя же допустить, чтобы соревнование за обладание ресурсами такими в побоища и смертоубийства перетекли.
Можно блага делить поровну или же по заслугам, как делали дикари на заре истории человечества. Однако же справедливо отмерять по заслугам оказалось весьма нелегко.
Можно поделить народ на касты, как в царствах Востока было совершено, и строго указать, какие блага каким кастам положены.
Можно создать сословное деление, как в Средние века в Европе, когда наибогатейший купец при всём желании у обедневшего дворянина замок и земельные владения купить права не имел.
Можно выделить из общества некую часть, назвать её лучшей и блага руководителям этой части отдавать, как у нас в России и соседнем Китае некоторое время было.
А можно продавать блага за деньги. Чем меньше оное распространено, тем дороже стоить должно. А ежели что повсеместно или недорого продаётся – то никакое не благо, а лишь его иллюзия есть. Так во всём мире делают, а теперь и у нас в России стали.
Кроме того, всякой державе пристало большую часть подданных заставлять заниматься тяжёлою или непрестижною работою, которая обязательно выполнена должна быть.
А чтобы блага в порядке держать и работы нужные исполнить, надобно, чтоб большая часть населения в систему, что в книжках указана, верила и об истине не помышляла.
© Вл. Субботин, 2011