Складывается мнение, будто человек одолел неандертальца, создав искусство. В общинах человеческих после охоты или иных дел раздавались ритмические звуки. Умельцы выцарапывали на стенах пещер всевозможные картины не только в одних лишь магических целях, но и для удовольствия своего и соплеменников. А у природного конкурента Homo sapiens’a царила скука, отчего неминуемым было вырождение сего биологического вида.
Из состояния первобытного варварства человек вырвался, создав письменность. И вскоре она пошла рука об руку с иными видами искусства. Чёрточки и закорючки, оставляемые на пригодных для того материалах, оказались вполне способны вызывать безудержное веселие, горькие слёзы, необузданный гнев и умиротворённое состояние. Все эти чувства человек испытывал по отношению к персонам, возможно, никогда не существовавшим. Но от этого сила эмоций отнюдь не притуплялась.
С изобретением книгопечатания оказалось, что дух и разум человека возбуждаются всего лишь от созерцания неравномерно распределённого по поверхности целлюлозы чёрного пигмента!
Рисунки и картины, изображающие самые живописные сцены, представляют иллюзию, сотворяемую рукою искушённого мастера в двумерном пространстве.
С помощью проекционного луча изображения заставили формировать иллюзию движения и действий.
Язык танца и музыкальных звуков являет собою символический рассказ о событиях поистине эпического значения.
А дальше – больше. Современность соединила приёмы создания иллюзий разных видов искусства, породив мультимедиа.
Итак, иллюзии помогли возникновению социального общества, шли рука об руку с его историей, но, в конечном итоге, не развоплощают ли они нас, не превращают ли каждого человека и целокупность людей в иллюзию, химеру, готовую исчезнуть в любой момент?
© Вл. Субботин, 2011